Многие из вас наверняка слышали или хотя бы поверхностно, но знакомы с этой педагогической системой, а некоторые из вас являются свидетелями эффективности и необходимости этого метода на личном примере своих детей, прошедших терапию в нашем Доме Радужного Детства.
Но знаете ли вы кто и какие события стоят за его возникновением?
Пути Господни неисповедимы, и Мария Монтессори как никто другой является образцом этого выражения. Она стала лучшей в той области, которую ненавидела с самого детства. Ещё ребенком Мария мечтала стать врачом, однако общество яро убеждало её, что женщина может быть только детским педагогом. Но вопреки всем обстоятельствам она оставила свой бесценный след в истории всего человечества.
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в итальянском городе Кьяравалле в семье чиновника министерства финансов, рабочего табачной фабрики Алессандро Монтессори и учительницы Ренили Стоппани. С детства она мечтала стать врачом, хоть это и казалось абсолютно невозможным для женщины в Италии конца XIX века. Несмотря на насмешки и предвзятое отношение, Мария добилась своего. Её путь к медицинскому диплому был героическим: поступление в институт сугубо для юношей, вынужденные руководством факультета ночные занятия в анатомическом зале в полнейшем одиночестве, травля со стороны как однокурсников, так и администрации института, презрение обществом. И все-таки, в июле 1896 года Мария получила долгожданный диплом и стала первой женщиной-врачом Италии, однако этого для общественности было мало — планка издевательства была задрана ещё выше и теперь Монтессори было жизненно важно устроиться по профессии.
Несколько долгих лет Мария Монтессори пыталась доказать людям свою значимость и профессиональные навыки, ею было предпринято множество попыток трудоустройства, но всё тщетно. Даже газеты отказывались публиковать её научную деятельность, пока в голову не пришла мысль подписываться мужским именем. Однако судьба вновь бросила вызов и в 1899 году Мария была взята в Римский Ортофренический институт на должность директора, и, казалось бы, вот он — успех, но и этот крест был по силам лишь единицам, если не только ей одной, ведь на этом посту Марии были вверены воспитание и обучение детей, у которых в строке диагноза черным по белому было написано "идиотизм" и которые были брошены своими родителями в пользу опеки государством. Монтессори взялась за это по той простой причине, что больше никто не хотел "мараться" и браться за столь неблагодарную работу.
Невозможное, тяжелейшее, словно в кандалах, "возделывание сада" нескоро, но принесло огромные плоды: ее дети, заклеймённые идиотами и отбросами общества, усвоили все необходимые навыки наравне с другими, здоровыми и считающимися нормальными детьми. Достижения Монтессори стали достоянием широчайшей гласности. Более двух сотен статей в различных газетах Европы были сфокусированы на труде Монтессори. В дверь постучался господин Успех и на пороге её дома стояли долгожданные гости — заслуженные признание, успех, учёная степень профессора и звание доктора медицины.
Но жизнь Монтессори не была бы её жизнью, если бы и тут всё было шёлково и гладко. За профессиональными победами скрывалась личная трагедия. У Марии был роман с коллегой Джузеппе Монтесано, от которого она чудом тайно родила сына, ведь беременность незамужней женщины в то время порицалась настолько сильно, насколько это вообще было возможно — будь ты трижды профессором и имей хоть сотню наград и заслуг, а всё равно в глазах общества падешь на самый низкий из всех возможных уровень, и о дальнейшей карьере речи бы уже никогда не велось. Джузеппе не был готов жениться на Марии из-за неодобрения этого брака его матерью, а потому между любовниками была договорённость никогда не заводить семьи. Будучи младенцем Марио, их сын, был отдан кормилице, а когда он подрос — в детский дом, где позже был усыновлен приемными родителями. Рождение сына удалось скрыть, однако работать бок о бок с мужчиной, который все сильнее делал вид, что её попросту не существует, для Марии стало невыносимым.
Марии было всего-навсего 30 лет. У неё рос маленький сын, которого она не могла и не имела права видеть, и вскоре произошло то, чего Мария не смогла выдержать. Джузеппе Монтесано говорит ей, что женится, несмотря на данное им слово не заводить семью с другой женщиной. Это событие поставило точку в её карьере директора института и привело к новой работе. Мария ответила согласием на предложение местных чиновников, рассчитывающих на её стремительный позор, открыть школу в беднейшем районе Рима, где процветали бедность и бандитизм. В трущобах Сан-Лоренцо Монтессори открыла первый "Дом ребёнка". Для её коллег этот шаг был непонятен, ведь в их глазах она упала не просто на дно — глубже. Однако её методика обучения вновь доказала свою эффективность и уже через несколько лет о ней трубил весь мир, а её книга "Метод Монтессори" стала образовательной революцией.
Но несмотря на весь успех и состоятельность она по-прежнему была одинока. И останется таковой до самой своей смерти, так и не познав материнского и семейного счастья, продолжая любить того самого Джузеппе Монтесано. Собственный сын звал её не "мама", а "синьора". Теперь вся её жизнь вертелась только вокруг работы, а потому до конца своих дней Мария посвятила всю себя развитию и улучшению своей методики.
Мария Монтессори прожила 82 года, неутомимо работая и путешествуя по миру. Её жизнь была полна боли, утрат и борьбы, но именно эти испытания помогли ей создать метод, который изменил судьбы миллионов детей по всему миру.
Возможно, если бы не её страдания, метод Монтессори никогда бы не появился.